Тревожный ребенок в современном мире. Как понять и что делать? 12.04.2016

Как понять, что вы имеете дело с тревожным ребенком?

МАМАЕВА Н.В.
воспитатель, педагог-психолог;

КАРАПЕТЯН Т.А.
учитель – логопед;

ПЛЯСОВА Е.А.
воспитатель Плясова Е.А.


ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
КАК ПОНЯТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Как понять, что вы имеете дело с тревожным ребенком?

Тревожность следует отличать от тревоги: тревога — это эпизодические проявления беспокойства и волнения, а тревожность является устойчивым состоянием.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности. Нам всем нужно понимать, что в условиях постоянно меняющегося мира нужна гибкость. Ребенка необходимо ориентировать на то, что существуют разные возможности самореализации. Тревогу и стресс на начальном развитии можно остановить, когда у вас и у вашего ребенка есть не одна модель поведения, а несколько. Скажем, что-то не получилось в одном виде деятельности, переключите его на что-либо совершенно противоположное, никаким образом не связанное и, по возможности, никак не пересекающееся с тем, где Ваш ребенок потерпел неудачу. Даже если вы считаете, что данное занятие ему не подходит. Хотя бы на непродолжительное время. Ничего катастрофического в этом нет.

Из личного опыта нашей совместной педагогической деятельности стало очевидно, что в связи с нарастанием тревожности у ребенка часто начинают наблюдаться различные нарушения речи. Такие дети испытывают большие затруднения в общении, причем эти трудности как объективного (сами нарушения), так и субъективного (чувство неполноценности) плана.

Проблемы, возникающие по причине речевых нарушений, не могут не сказываться на поведении и самочувствии ребенка. Они действуют в течение всего времени, пока ребенок их имеет, поэтому не могут не влиять на его общее состояние.

Низкий уровень речевого развития, в частности, непонимание многих слов, употребляемых педагогами и товарищами, невозможность выразить словами свою мысль часто могут быть достаточным поводом для тревожности.

Для тревожных детей характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно нарушены внимание и память, пальцевая и артикуляционная моторика, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности, либо ранимости, обидчивости. Мы, педагоги, постоянно сталкиваемся с необходимостью искать подход к «трудным» и неконтактным детям.

У дошкольников – логопатов различное отношение к своим речевым дефектам. Одни совершенно безразличны к ним, другие настолько тревожны и ранимы, что значительно затрудняет общение с ними. Вот почему педагогу, чтобы грамотно планировать и прогнозировать свою развивающую, воспитательскую, образовательную и коррекционную работу, необходимо учитывать и уровень тревожности воспитанников, чтобы создавать психологически комфортные условия воспитания и обучения.

Огромное влияние на факт появления у ребенка устойчивого тревожного состояния имеет непосредственное участие отца в воспитании ребенка (или его отсутствие). Лучший вариант, это если мужчина принимает в семье позицию гендерного равенства. Для него значение семьи не только не уменьшается, а увеличивается.

Семья – это остров в бушующем море нестабильности, где можно укрыться от житейских бурь. Семья – это очаг, дом, место, где тебя любят, ценят, где ты нужен, где ты – самый несравненный. Теперь от него ждут, чтобы он также был деятельным участником в воспитании детей. Это часть гендерного равенства.

Однако многие молодые мужчины к этой деятельности психологически не подготовлены. Иногда у мужчины такое представление: «Пока ребенок маленький, мне не нужно с ним возиться, а я включусь в процесс, когда он станет подростком». Это ложная установка, потому что если отец не будет общаться с ребенком, пока он маленький, не будет с ним играть, кататься на саночках, у малыша образуется ложное представление о том, что он плохой или делает что-то не так как надо, папа его не любит и он ему не нужен. А это прямая дорога к различным расстройствам психики в детском возрасте. Такие отцы недальновидны и недопонимают, что когда ребенок станет подростком, он ему может и не понадобиться. Он найдет себе другие авторитеты.

А дальше клубок проблем с воспитанием ребенка будет только нарастать. Скорее всего, отец для него станет в первую очередь властной фигурой, начальником. А начальников подростки никогда особенно не любят. Они могут к нему уважительно относиться, но предпочитает держаться на расстоянии. Чтобы влиять на растущего ребенка, отец должен стать ему настоящим другом. Это очень трудно.

Отец не должен занимать такую позицию - становиться на «отцовский пьедестал», а наоборот, делиться слабостями, опытом неудач. Например, рассказать о своей застенчивости.

Над проблемой «тревожности» у детей работали многие психологи. Например, Раиса Викторовна Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей, где работа педагога по снятию тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы.

А.М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью, описал работу по психологическому просвещению родителей и педагогов. Им были разработаны коррекционные программы – «Программа для детей, поступающих в школу», «Программа для учащихся при переходе из начальной школы в среднюю», «Программа по развитию уверенности в себя и способности к самопознанию» и др.

Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность.

Маргарита Ивановна Чистякова в своей книге «Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию, как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.

Доктор психологии Мэри Аворд (США) представила комплекс упражнений для мышечной релаксации. Техника работы с тревожными детьми включает в себя как физическое напряжение, так и визуализации (некоторые представления).

Психологи Р. Тэммла, М. Дорне, В. Амена разработали тест тревожности, цель которого – исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми.

Проанализировав понятие тревожности с точки зрения различных авторов, мы видим, что основными компонентами тревожности являются тревога, страх, беспокойство.

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии. Причем в случае неудачи их нередко наказывают, даже унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).

У таких детей можно заметить разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, непосредственные и общительные дети, на занятиях – они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы педагога тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть, как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, заторможенной. Как правило, возникает двигательное возбуждение.

Обычно тревога представляет собой возбужденное состояние, она ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией. Тревожность, неуверенность в себе проявляется в трудностях включения в деятельность. Ребенок долго не приступает к задаче, боясь, что он недопонял условие и не сможет правильно решить ее. Он старается заглянуть к соседу, пытается угадать, доволен ли им взрослый.

Установка: «Любая проблема, которую ты встретишь на пути к успеху, это всего лишь очередная задачка для решения. И ты можешь ее решить. Если не сразу, то позже». У нас подобная психология не приживается. Мы слишком увлекаемся делом, посвящаем себя ему целиком. И даже маленькую заминку воспринимаем как конец света. Таково, к сожалению, мироощущение многих из нас. И в этом смысле нам есть чему поучиться у более сдержанных европейцев. Ведь дело не в самой ситуации, а в нашем восприятии. Безвыходных положений не бывает, если только мы сами не считаем, что они безвыходные.

Знаем много примеров, когда мужчины уходят из семей и женщины в одиночку растят детей. Безотцовщина – мировая проблема, но в России она стоит особенно остро. Это закономерное следствие внебрачных зачатий, нестабильности брака, разводов и т.п. Но отсутствие в семье отца – не обязательно катастрофа. У нас принято нагнетать страхи, что, если ребенок воспитывается только мамой, он вырастит неполноценным. Это абсолютно неверно. В семье, где нет отца, значительно больше трудностей материального и психологического порядка. Но главное для ребенка - не просто наличие, а, если можно так сказать, качество отца. Если отец - пьяница или тиран, от него только вред. Представление, что мужской ролевой моделью для ребенка может быть только отец, не подтверждается. Ролевой моделью может быть другой мужчина и даже воображаемый персонаж. Иногда бывает, что реального отца нет, но ребенок создает его образ и гордиться им.

Массовость проблемы в какой-то степени смягчает ее остроту. Но, конечно, ее не решает. Одно дело, если ты единственный мальчик или девочка в группе или в классе без папы, и совсем другое дело,если таких ребят много.

Часто родители мальчиков задают такой вопрос: «Как вырастить из мальчика настоящего мужчину?» А что такое «настоящий мужчина»? Все мужчины разные и все настоящие. Как и женщины: каждая по-своему воспринимает женское начало. Так же многообразен канон мужественности. В воспитании ребенка главное – помогать развить те способности, которые ему даны природой. Мы, педагоги и психологи, не даем педагогических советов, как надо строить процесс воспитания. Мы лишь знаем, и можем объяснить, какие модели поведения сегодня востребованы, а какие нет.

У нас до сих пор многие живут стереотипом «женщина – хранительница очага, а мужчина – воин и охотник» и пытаются вбивать детям эти отжившие установки. Но современные женщины не собираются сидеть дома, они хотят работать и делать карьеру.

А мужчинам нет смысла культивировать в себе воинов, потому что судьбы человечества решаются не на полях сражений, а в научно-техническом и культурном процессе. Если ваш мальчик вырастит достойным человеком и гражданином, умеющим выполнять свои обязанности, он справится и с защитой Отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать споры с позиции силы, ничего, кроме неприятностей, его в жизни не ожидает.

Семейная поддержка не дает человеку отчаяться, зациклиться на проблеме. Главный показатель уровня жизни – в ощущении гармонии с окружающими, с собой. Если человек востребован, любим в семье, если он сам любит своих близких, достичь этой гармонии проще. Найти себя можно и в дружеских связях, в хобби, в творчестве – в чем угодно. Если внешне успехи невозможны, старайтесь добиться внутренних. Ваша личность не исчерпывается вашим статусом или достатком. Она шире, глубже, многограннее.