Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель общероссийского рейтинга школьных сайтов 2017
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Юго-Западный административный округ

Наука и практика в образовании

Научно - практическая лаборатория в ГБОУ Школа №1103 структурное подразделение №4 дошкольное отделение №1 

 

Федоровская 
Ольга Михайловна
 

Руководитель ГБОУ Школа №1103 структурного подразделения № 4 дошкольного отделения №1, Почетный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук, "Ветеран труда", имеет высшую квалификационную категорию, Депутат внутригородского муниципального образования района Ясенево в городе Москве.

 

 

Список научных трудов и публикаций 

 


 
Городская научно-практическая конференция «Здоровьесберегающая деятельность в новых условиях современной Школы», 9 апреля 2013 г. 

Программа конференции 9 апреля 2013 г. - СКАЧАТЬ 
Отчет о конференции 09.04.2013 г. - СКАЧАТЬ 

 
 

Взаимодействие  с научными и другими организациями 
  • Детская городская поликлиника № 103, 111.
  • Детский оздоровительный образовательный центр (ДООЦ) "Юго-Западный".
  • Российский Государственный Университет физической культуры (РГУФК).
  • Институт возрастной физиологии (РАО). 

 

Формы сотрудничества детского сада с научными и иными организациями. 

  
- Экспериментальная база учреждения Российской академии образования «Институт возрастной физиологии». 

- Экспериментальная база РГУФК для проведения педагогической практики студентов. 

- Обследование физического развития детей ООО «Навигатор здоровья» 

- Диспансеризация в районной детской поликлинике 

- Консультации с методистами окружного методического центра 

- Выполнение распоряжений и консультации со специалистами окружного 
управления образованием 

- Выполнение распоряжений Департамента образования города Москвы 

Научно-исследовательская работа на тему «Формирование модели здоровьесберегающей деятельности и оценка ее эффективности» 

  • Оптимизация воспитательно-образовательного процесса процесса с целью повышения интереса воспитанников к знаниям в условиях сохранения физического и психического здоровья
  • Плотность и насыщенность режимных процессов, занятий в детском саду, ограниченная возможность свободного двигательного режима приводят к гипокинезии, вызывают дисгармонию нервных и физических показателей. В итоге снижается естественная сопротивляемость детского организма, развиваются функциональные нарушения.
  • Необходимость создания и внедрения модели здоровьесберегающей деятельности на основе принципа преемственности.
  • Создание методических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.


Методологические основы работы 

Методология мониторинговых исследований здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений строится на принципах: 

Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер во время воспитательно-образовательного процесса, а также индивидуальные адаптивные возможности ребенка. 

Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей, но также взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности учреждений общего образования. 

Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных мониторинга, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования. 

Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов воспитанников, конкретных детей. Такое динамическое наблюдение обеспечивает преемственность результатов мониторинга на всех его последовательных этапах, а также позволяет анализировать не только уровень, но и динамические характеристики многих показателей, улавливать тенденции их изменений в процессе проведения эксперимента, что очень важно для своевременного принятия управленческих решений. 

Репрезентативность (представительность) обусловлена требованиями математической и биологической статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. 

Методическое единство – непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах эксперимента, в различных учреждениях образования. 

Наличие обратной связи – одно из важных условий проведения мониторинга эксперимента. Работники учреждений образования и другие лица, участвующие в проведении эксперимента, заинтересованы в получении сведений о результатах мониторинга. 

Методические подходы к оценке здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. 

Клинические методы - оценка психоэмоционального, вегетативного и неврологического статуса детей, т.к. воспитательный процесс и формирование состояния здоровья осуществляются системой регулирования, а именно нервной и гормональной системами. 

Гигиенические методы - для оценки эффективности здоровьесберегающих технологий предполагается проведение контроля за санитарным состоянием и содержанием детского сада, а также методика программированного опроса по режиму дня детей в семье, хронометраж деятельности и поведения воспитанников на занятиях, во время динамической паузы и активного отдыха. 

Физическое развитие - один из ведущих признаков здоровья, включающее такие показатели как длина и масса тела, окружность грудной клетки. Умеренное замедление или ускорение развития может быть вариантом нормы, но всегда должно учитываться при оценке эффективности здоровьесберегающих мероприятий в ОУ. Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья. 

Физиологические методы, позволяющие охарактеризовать функциональное состояние различных систем организма ребенка, напряжение механизмов адаптации в процессе обучения (оценка состояния сердечно-сосудистой системы). 

Психофизиологические методы - психофизиологический мониторинг, в процессе которого проводится также оценка личностных качеств детей - мотивации, стрессоустойчивости, информационной работоспособности, утомляемости и др. 

Метод наблюдения - наблюдение за поведением воспитанников в процессе проведения здоровьесберегающих мероприятий. Данный метод дает возможность оценить правильность выбранного направления здоровьесберегающей работы и внести в него коррективы в случае отрицательных результатов обследования детей. 

Оценка двигательной активности - объем двигательной активности складывается из участия дошкольников в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток, подвижных игр, физкультурных занятиях, спортивных досугов, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. Данный компонент деятельности должен обязательно учитываться в планировании здоровьесберегающих мероприятий. 

Оценка двигательной подготовленности - позволяет оценивать тип телосложения, уровень двигательной подготовленности по возрастно-половым типологическим шкалам, следить за динамикой физического состояния. 

Разрабатываемая нами методика комплексной оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения (комплексный и объективный анализ состояния здоровья, условий жизни и обучения, здоровьесберегающей активности образовательных учреждений, учебной нагрузки, двигательной активности, физического и моторного развития воспитанников) будет строиться на основе наиболее простых, доступных методических приемов, которые могут быть реализованы в каждом образовательном учреждении силами сотрудников этого учреждения. 

Методика комплексной оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает: тесты, анкеты, алгоритмы обработки результатов тестирования и результатов анкетирования при соблюдении принципов научной, педагогической и медицинской этики. 

Проблема, на решение которой направлена здоровьесберегающая деятельность. Оптимизация воспитательного процесса с целью повышения интереса старших дошкольников к здоровому образу жизни в условиях сохранения физического и психического здоровья. 

Объект исследования 

Организация процесса воспитания здорового образа жизни, двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы, анализ состояния здоровья младших школьников, процесс изучения особенностей психофизиологического развития, возрастных закономерностей, физического развития детей как базовых составляющих системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей. 

Организация здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения по направлениям: 

− создание комфортных условий воспитательно-образовательной среды; 

− организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы; 

− организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; 

− анализ состояния медицинской помощи и состояния здоровья детей. 

Предмет исследования и экспериментальной деятельности. 

Формирование модели здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях разного вида, направленной на улучшение качества и развития дошкольников. Преобразовательная деятельность будет представлена в виде системной комплексной работы по блокам: I блок - здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, II блок - рациональная организация воспитательного процесса, III блок - организация физкультурно-оздоровительной работы, IV блок - просветительско-воспитательная работа с детьми, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, V блок - организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями,VI блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей. 

Особенность эксперимента.

  • Реализация принципа преемственности в процессе воспитания дошкольников и подготовки их к школе в условиях сохранения и укрепления здоровья детей.
  • Реализация принципа преемственности в процессе адаптации первоклассников к образовательному процессу.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания.
  • Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
  • Снижение количества нарушений состояния здоровья детей.
  • Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах здоровья, здорового питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.


Задачи 

  1. Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья дошкольников. 
  2. Разработка нормативной базы деятельности, связанной с реализацией программы здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. 
  3. Проведение экспертного анализа здоровьесберегающих технологий для внедрения наиболее эффективных и результативных в массовую практику. 
  4. Использование эффективных методов воспитания и обучения. 
  5. Разработка и внедрение психологических, педагогических, физиолого-гигиенических и медицинских методов коррекции и профилактики. 
  6. Оценка эффективности мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья детей. 
  7. Создание методов оценки социально-психологической, психолого-физиологической, медико-педагогической эффективности мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников. 
  8. Оценка эффективности внедрения различных приемов, технологий, мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья дошкольников. 


Результаты работы научно-практической лаборатории

  1. Создание информационно-аналитической базы данных здоровьесберегающей деятельности ОУ. 
  2. Разработка системы функционального мониторинга физического и психического здоровья дошкольников. 
  3. Диагностика уровня физического и психического развития детей 3-7 лет. 
  4. Моделирование оформления физкультурно-оздоровительного центра (методические рекомендации по проведению оздоровительных мероприятий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей организма детей). 
  5. Создание и совершенствование модели системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей. 
  6. Разработка методики комплексной оценки здоровьесберегающей деятельности детского сада. 
  7. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к воспитанию детей. 
  8. Повышение компетентности педагогов и родителей к вопросам здоровья, здорового питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности. 
  9. Разработка методических рекомендаций по диагностике и профилактике нарушений состояния здоровья.